Четыре ключевых момента ориентированной на решение терапии

В июне 2014 года на конференции под названием «Просто представьте…» в Амстердаме я выступил с основным докладом о принципах ориентированной на решение терапии.

Я предположил, что успешная терапия, ориентированная на решение, состоит из следующих четырех элементов: надежда, сотрудничество, гордость и творчество. Затем я поделился некоторыми простыми методами, позволяющими реализовать все эти четыре элемента.

Список методов не является исчерпывающим. Он дан просто для иллюстрации. Есть еще много способов реализовать эти компоненты.

Давайте надежду

1. Покажите свою уверенность в себе и демонстрируйте оптимизм.
2. Сделайте отзывы других клиентов доступными для клиента.
3. Создайте игровую, а не торжественную атмосферу для ваших сессий.
4. Фокусируйтесь на желаемом будущем клиента, а не на его прошлом.
5. Работайте с конкретными, а не с неопределенными целями.
6. Превратите проблемы в навыки, которым можно научиться.
7. Используйте различные формы шкалирования (1-10).
8. Отдавайте предпочтение маленьким шагам и медленному прогрессу.
9. Исследуйте способности, навыки, таланты и другие ресурсы («У вас есть то, что нужно!»).
10. Исследуйте прогресс и исключения («Вы уже в пути!»).
11. Изучайте способы справляться с ситуацией и противостояния проблеме.
12. Делитесь историями, дающими надежду.
13. Используйте средства нормализации и депатологизации.
14. Используйте рефрейминг для создания более обнадеживающих объяснений проблем.
15. Избегайте психиатрических диагнозов и замените их более оптимистичными названиями проблем.
16. Исследуйте прошлые успехи клиента, когда он справлялся с аналогичными проблемами.
17. Исследуйте успехи клиента в решении других проблем.
18. Обращайтесь к оптимистической и воодушевляющей статистике.

Вызывайте чувство гордости

1. Обсуждайте различные навыки и компетенции клиента.
2. Анализируйте успехи клиента.
3. Не скупитесь на комплименты.
4. Проявляйте интерес к способностям клиента справляться с трудностями.
5. Обсуждайте любой прогресс, достигнутый клиентом.
6. Поздравляйте и предлагайте клиенту отпраздновать прогресс.
7. Планируйте празднование будущих успехов.
8. Говорите о гордости («Кто может гордиться вами?»).
9. Записывайте желательное поведение на видео.
10. Выдавайте сертификаты.
11. Пишите письма признательности.
12. Используйте аплодисменты.
13. Делайте ободряющие жесты (например, «Дай пять!»).
14. Скажите «Хорошая попытка», когда что-то не получилось.
15. Помогайте не только вашему клиенту, но и другим людям гордиться прогрессом, признавая их вклад.
16. Старайтесь вызвать гордость у клиента за его приверженность ценностями («Что вы думаете о себе как о человеке?»).

Укрепляйте сотрудничество

1. Демонстрируйте сопереживание и любопытство.
2. Будьте заинтересованы в критике и обратной связи.
3. Покажите, что вы впечатлены и заинтересованы тем, что клиент говорит и делает.
4. Используйте правило «трех да».
5. Фокусируйтесь на целях клиента.
6. Постарайтесь понять в какую социальную систему включен клиент.
7. Практикуйте «Позитивные сплетни».
8. Будьте щедры в благодарности и признании вклада других людей и их готовности помочь.
9. Демонстрируйте свою признательность при любом удобном случае.
10. Создавайте веселую и игровую атмосферу во время сессии.
11. Попросите клиента помочь вам (в чем-либо).
12. Не требуйте слишком многого от членов семьи клиента, признавайте любую незначительную поддержку.
13. Занимайте позицию незнания.
14. Используйте объяснительные модели, которые не патологизируют клиентов и не возлагают вину на членов их семьи.
15. Будьте открыты в отношении записей, размышлений и методов, которые вы используете.
16. Делитесь своими личными историями (по вашему усмотрению).
17. Предоставьте своим клиентам как можно больше выбора.
18. Позвольте вашим клиентам решать, кого пригласить на сессию.
19. Позвольте клиенту устанавливать цели в терапии.
20. Убедитесь, что в социальном окружении клиента существует согласие относительно цели терапии.
21. Дарите и принимайте символические подарки.
22. Берите ответственность за отсутствие прогресса на себя.

Стимулируйте творчество клиентов

1. Используйте прогнозы на будущее и фантазии.
2. Используйте кукол и мягкие игрушки.
3. Используйте ролевые игры и инсценируйте различные ситуации.
4. Радуйтесь идеям клиентов и оставляйте положительные отзывы.
5. Используйте технику «экстернализации проблемы».
6. Признавайте помощь, поддержку и участие в делах клиентов людей из его окружения.
7. Анализируйте прогресс клиента и его успехи.
8. Культивируйте юмор и игровую атмосферу.
9. Делитесь вдохновляющими рассказами.
10. Расскажите о своих сумасшедших и необычных идеях.
11. Содействуйте мышлению вне шаблонов.
12. Помогайте клиентам разработать решения на основе их ресурсов.
13. Посмотрите, можете ли вы объединить проблемы, чтобы одна проблема помогла решить другую.
14. Используйте воображение, фантазию, а также игры.
15. Рассказывайте истории и анекдоты для стимулирования возникновения новых идей.
16. Предложите провести эксперимент, а лучше несколько.
17. Дробите идеи на части так, чтобы они были выполнимы.
18. Используйте воображаемых помощников и «всемогущих существ».
19. Используйте идеи друзей.

Бен Фурман

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *