Проехав 10 остановок на трамвае по внезапно солнечному Хельсинки, мы оказались возле невысокого дома, на дверях которого было написано «Lyhytterapia-instituutti». Это и есть Институт краткосрочной терапии Хельсинки, который основали Бен Фурман и Тапани Ахола.
Тренинг вела Майю Ахола, дочь Тапани Ахола. Её манера говорить и вести тренинг полностью соответствует Ориентированному на решение подходу: легкое, с юмором, оставляющее легкие следы в практике каждого из присутствующих, которые потом приведут к большим изменениям.
Что же было на самом тренинге?
Основополагающие принципы
- Работая с клиентом и глядя вместе на его проблему, можно видеть лес, а можно – тропинки, ведущие через него. ОРКТ про тропинки;
- Наши следы в работе с клиентом должны быть как можно более легкие и незаметные. После окончания терапии, клиент должен думать, что все сделал сам, и слабо понимать, чем же именно терапевт помог;
- Говорим об изменениях. Много. Всегда спрашиваем клиента «что изменилось?», и никогда – «изменилось ли?». Потому что изменения есть всегда.
О настройке на работу
Это вопросы, которые важно задавать самому себе. Особенно когда появляется чувство усталости или выгорания. И они могут касаться как общих направлений, так и сессии с конкретным человеком:
- Подумайте о том, что вы делаете по работе. Что из этого приходится Вам по душе?
- Что такого в вашей работе вам было бы интереснее всего развивать? Каким был бы первый небольшой признак того, что вы продвинулись в этом вперед?
- Какие черты, пусть самые маленькие (например, ресницы), вам нравятся в вашем клиенте?
- Когда был последний случай, когда вы классно провели сессию? Как вы это сделал(а)?
О вопросах, помогающих клиенту найти лучше решение
- Несмотря на сложившуюся ситуацию, есть ли то, от чего ты не хотел бы ни за что отказываться?
- По каким признакам ты завтра утром поймешь, что продвигаешься в правильном направлении?
- Когда последний раз было так, что ты ждал(а) катастрофы, а она не наступала?
- Какая из проблем такая, что если бы мы её решили, она позитивно повлияла бы на все остальные?
- Какое решение может быть достаточно привлекательным для тебя?
- Представь, что на входе в поезд стоит камера, и она снимает, как ты заходишь и ведешь себя как абсолютно спокойный (уверенный, любая желанная характеристика) человек. Что сняла эта камера?
- Представь себе, что я встречаю тебя через 2 года и спрашиваю, как твои дела? И ты говоришь, что все нормально и те вещи, о которых ты беспокоился, решились. Как ты это сделал(а)?
О позитивной обратной связи и о том, как её давать:
- «WOW!», «Ух ты!», – все начинается с эмоционально окрашенной похвалы;
- «Это, наверно, было сложно?», — вторым шагом надо подчеркнуть, что мы искренне понимаем, что человеку было нелегко это сделать;
- «А как ты это сделал?», — таким образом, человек сам себе оставляет пошаговую инструкцию, исключая все возможные «само получилось». И теперь можно воспроизвести свое достижение!
Вопросы клиенту, которые позволяют получить полную обратную связь:
- Поговорили ли мы, с вашей точки зрения, о том, что было важным для вас?
- Тот способ, которым мы говорили, был подходящим для вас?
- Если наша работа будет продолжаться, на чем мы должны сосредоточиться? Что было бы важным для вас?
- Есть ли какой-то вопрос, который вы всю сессию ждали, а я не спросил(а)?
А еще поговорили о процессе целеполагания и двух его стратегиях: стратегии упреков и стратегии надежды.
Стратегия упреков
Стратегия упреков состоит из 5 пунктов, как пальцы на руке:
- Всегда. В этой стратегии проблема есть всегда: «ты всегда забываешь о моем дне рождения», «ты постоянно мне жалуешься» и т.д. Исключений нет.
- Вина. Обвинения занимают важное место в этой стратегии. После неё человек должен почувствовать себя самым виноватым в мире, что, безусловно, вызовет потребность защищаться;
- Вред. Тут нужно описать, как проблемное поведение человека наносит вред лично вам, всему вашему окружению, вашему городу, стране, планете. Абсолютная катастрофизация, нет просвета никакого;
- Причина. Обязательно выявляется причина, ответ на сакраментальный вопрос «почему?». Такая причина, которая никогда и никак не исправить: «это потому что у тебя было трудное детство», «это потому что твоя мать тоже так делает» и т.д.;
- Глухота. Игнорирование любых возражений. В любой непонятной ситуации возвращаться к предыдущим пунктам.
К чему ведет такая стратегия? Проблема описывается через обвиняющие объяснения, что вызывает взаимную защиту и обвинения. Такая атмосфера не ведет к сотрудничеству, не ведет к решению. Изменения отсутствуют, и проблема закольцовывается сама на себе. Не надо так.
Стратегия надежды
Стратегия надежды включает:
- Контакт. Мы проясняем, готов ли наш собеседник к контакту именно сейчас, или лучше отложить разговор? Возможно, он устал и сейчас единственное, что он хочет – это лечь поспать? Прояснение готовности к контакту создает доверительную атмосферу;
- Надежда. Мы выражаем надежду на то, что возможно другое поведение, и обсуждаем, каким оно может быть;
- Польза. Мы обсуждаем, как будет замечательно вам, мне и вообще всей солнечной системе, когда получится воплотить желаемое поведение в жизнь;
- Вера. Мы искренне выражаем веру в то, что наш собеседник сможет делать по-новому, потому что мы знаем о том, что у него уже получалось и о том, какие сильные черты у него есть. Тут важно не говорить общие фразы вроде «потому что ты сильный и добрый», а привести личные примеры из жизни собеседника, которые подтверждают его силу и доброту;
- Договор. Мы договариваемся о том, когда, как и что именно наш собеседник будет делать.
Такая стратегия ведет к определению цели, вниманию к прогрессу, гордость за заслуги. В такой атмосфере рождается сотрудничество, и появляется много хороших идей. И все это ведет к видимому прогрессу, который ценится.
За разговорами, хорошими вопросами и тренировкой, тренинг пролетел незаметно. А в копилке каждого появилось несколько новых отличных инструментов для работы с клиентами. Остается только надеяться, что такой тренинг не в последний раз устраивается в этом прекрасном институте.
Евгения Куминская
Источник: Представь себе. Сборник материалов по краткосрочной и системной терапии. Выпуск 4. Июль 2019.