Тропинками надежды

Проехав 10 остановок на трамвае по внезапно солнечному Хельсинки, мы оказались возле невысокого дома, на дверях которого было написано «Lyhytterapia-instituutti». Это и есть Институт краткосрочной терапии Хельсинки, который основали Бен Фурман и Тапани Ахола.

Тренинг вела Майю Ахола, дочь Тапани Ахола. Её манера говорить и вести тренинг полностью соответствует Ориентированному на решение подходу: легкое, с юмором, оставляющее легкие следы в практике каждого из присутствующих, которые потом приведут к большим изменениям.

Что же было на самом тренинге?

 Основополагающие принципы

  1. Работая с клиентом и глядя вместе на его проблему, можно видеть лес, а можно – тропинки, ведущие через него. ОРКТ про тропинки;
  2. Наши следы в работе с клиентом должны быть как можно более легкие и незаметные. После окончания терапии, клиент должен думать, что все сделал сам, и слабо понимать, чем же именно терапевт помог;
  3. Говорим об изменениях. Много. Всегда спрашиваем клиента «что изменилось?», и никогда – «изменилось ли?». Потому что изменения есть всегда.

 О настройке на работу

Это вопросы, которые важно задавать самому себе. Особенно когда появляется чувство усталости или выгорания. И они могут касаться как общих направлений, так и сессии с конкретным человеком:

  1. Подумайте о том, что вы делаете по работе. Что из этого приходится Вам по душе?
  2. Что такого в вашей работе вам было бы интереснее всего развивать? Каким был бы первый небольшой признак того, что вы продвинулись в этом вперед?
  3. Какие черты, пусть самые маленькие (например, ресницы), вам нравятся в вашем клиенте?
  4. Когда был последний случай, когда вы классно провели сессию? Как вы это сделал(а)?

 О вопросах, помогающих клиенту найти лучше решение

  1. Несмотря на сложившуюся ситуацию, есть ли то, от чего ты не хотел бы ни за что отказываться?
  2. По каким признакам ты завтра утром поймешь, что продвигаешься в правильном направлении?
  3. Когда последний раз было так, что ты ждал(а) катастрофы, а она не наступала?
  4. Какая из проблем такая, что если бы мы её решили, она позитивно повлияла бы на все остальные?
  5. Какое решение может быть достаточно привлекательным для тебя?
  6. Представь, что на входе в поезд стоит камера, и она снимает, как ты заходишь и ведешь себя как абсолютно спокойный (уверенный, любая желанная характеристика) человек. Что сняла эта камера?
  7. Представь себе, что я встречаю тебя через 2 года и спрашиваю, как твои дела? И ты говоришь, что все нормально и те вещи, о которых ты беспокоился, решились. Как ты это сделал(а)?

 О позитивной обратной связи и о том, как её давать:

  1. «WOW!», «Ух ты!», – все начинается с эмоционально окрашенной похвалы;
  2. «Это, наверно, было сложно?», — вторым шагом надо подчеркнуть, что мы искренне понимаем, что человеку было нелегко это сделать;
  3. «А как ты это сделал?», — таким образом, человек сам себе оставляет пошаговую инструкцию, исключая все возможные «само получилось». И теперь можно воспроизвести свое достижение!

 Вопросы клиенту, которые позволяют получить полную обратную связь:

  1. Поговорили ли мы, с вашей точки зрения, о том, что было важным для вас?
  2. Тот способ, которым мы говорили, был подходящим для вас?
  3. Если наша работа будет продолжаться, на чем мы должны сосредоточиться? Что было бы важным для вас?
  4. Есть ли какой-то вопрос, который вы всю сессию ждали, а я не спросил(а)?

А еще поговорили о процессе целеполагания и двух его стратегиях: стратегии упреков и стратегии надежды.

Стратегия упреков

Стратегия упреков состоит из 5 пунктов, как пальцы на руке:

  • Всегда. В этой стратегии проблема есть всегда: «ты всегда забываешь о моем дне рождения», «ты постоянно мне жалуешься» и т.д. Исключений нет.
  • Вина. Обвинения занимают важное место в этой стратегии. После неё человек должен почувствовать себя самым виноватым в мире, что, безусловно, вызовет потребность защищаться;
  • Вред. Тут нужно описать, как проблемное поведение человека наносит вред лично вам, всему вашему окружению, вашему городу, стране, планете. Абсолютная катастрофизация, нет просвета никакого;
  • Причина. Обязательно выявляется причина, ответ на сакраментальный вопрос «почему?». Такая причина, которая никогда и никак не исправить: «это потому что у тебя было трудное детство», «это потому что твоя мать тоже так делает» и т.д.;
  • Глухота. Игнорирование любых возражений. В любой непонятной ситуации возвращаться к предыдущим пунктам.

К чему ведет такая стратегия? Проблема описывается через обвиняющие объяснения, что вызывает взаимную защиту и обвинения. Такая атмосфера не ведет к сотрудничеству, не ведет к решению. Изменения отсутствуют, и проблема закольцовывается сама на себе. Не надо так.

 Стратегия надежды

Стратегия надежды включает:

  • Контакт. Мы проясняем, готов ли наш собеседник к контакту именно сейчас, или лучше отложить разговор? Возможно, он устал и сейчас единственное, что он хочет – это лечь поспать? Прояснение готовности к контакту создает доверительную атмосферу;
  • Надежда. Мы выражаем надежду на то, что возможно другое поведение, и обсуждаем, каким оно может быть;
  • Польза. Мы обсуждаем, как будет замечательно вам, мне и вообще всей солнечной системе, когда получится воплотить желаемое поведение в жизнь;
  • Вера. Мы искренне выражаем веру в то, что наш собеседник сможет делать по-новому, потому что мы знаем о том, что у него уже получалось и о том, какие сильные черты у него есть. Тут важно не говорить общие фразы вроде «потому что ты сильный и добрый», а привести личные примеры из жизни собеседника, которые подтверждают его силу и доброту;
  • Договор. Мы договариваемся о том, когда, как и что именно наш собеседник будет делать.

Такая стратегия ведет к определению цели, вниманию к прогрессу, гордость за заслуги. В такой атмосфере рождается сотрудничество, и появляется много хороших идей. И все это ведет к видимому прогрессу, который ценится.

За разговорами, хорошими вопросами и тренировкой, тренинг пролетел незаметно. А в копилке каждого появилось несколько новых отличных инструментов для работы с клиентами. Остается только надеяться, что такой тренинг не в последний раз устраивается в этом прекрасном институте.

Евгения Куминская

Источник: Представь себе. Сборник материалов по краткосрочной и системной терапии. Выпуск 4. Июль 2019.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.